Массовым видом летнего отдыха
традиционно являются лагеря с дневным пребыванием. Кроме этого, отдохнуть и
поправить здоровье можно в загородных оздоровительных учреждениях и особенно в
санаториях, в которых в полной мере используются различные формы оздоровления.
Услуга отдыха детей в лагере
регулируется в том числе, законодательством о защите прав потребителей, а
значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителями соответствующих
услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести
услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами.
В целях эффективного обеспечения отдыха
и оздоровления детей в период летней оздоровительной кампании хозяйствующим субъектам,
оказывающим по возмездному договору с гражданами услуги в сфере детского отдыха
(туризма), необходимо уделять особое значение соблюдению законодательства
в сфере защиты прав
потребителей.
Согласно положениям п. 1 ст. 7
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
(далее – Закон № 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы услуга при
обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья
потребителя.
Кроме того, действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное
учреждение соблюдать требования Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона от
24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации», Федерального Закона от
30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги
детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Положениями ст. 4 Закона № 2300-1
также закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо
соответствия по качеству условиям договора (п. 1 ст. 4), обычным или конкретным
(заявленным) целям ее приобретения (п.п. 2, 3 ст. 4) должна
соответствовать обязательным требованиям.
Строгие требования к работе
оздоровительных учреждений предъявляются к системам водоснабжения и
канализации, работе пищеблоков. Контролируется качество питьевой воды, воды из
водоемов в местах купания детей. Открытие оздоровительного учреждения и заезд
детей разрешается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о
его соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В
медицинских книжках работников должны быть отметки о полном прохождении
медицинского обследования, сведения об обязательных прививках, о прохождении
профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе. К
работе с детьми в оздоровительных учреждениях не допускаются лица, не привитые
против дифтерии и кори. Перед началом каждой смены персонал должен пройти
обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих
генетический материал или антиген возбудителя с получением результатов
обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу. Перед
началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследования на наличие
норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций не ранее, чем за
3 календарных дня до дня выхода на работу.
В случае причинения вреда жизни или
здоровью ребенка, а также его имуществу вследствие некачественного оказания
услуг, возмещение ущерба возлагается на поставщика услуг в полном объеме
(ст.14 Закона № 2300-1).
В случае оказания некачественных
услуг, потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона №
2300-1):
- безвозмездного устранения
недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены
оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов
по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими
лицами.
Кроме того, потребитель вправе
отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного
возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки
оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться
от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им
обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или
иные существенные отступления от условий
договора.
Если имелся факт нарушения срока
оказания услуги - срока начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель
по своему выбору вправе (ст. 28 Закона № 2300-1):
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены за
оказание услуги;
- отказаться от исполнения договора
об оказании услуги.
Также потребитель вправе потребовать
полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков
оказания услуги.
При нарушении исполнителем услуг
прав потребителя, правовыми основаниями для компенсации потребителям морального
вреда служат положения ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской
Федерации и ст. 15 Закона № 2300-1.
Филиал ФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля»