Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в интервью «Известиям» сказала: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».
В 2017 – 2018 учебном году в Чувашии стартовал проект «Шахматы в школе». Он стал возможным благодаря победе республики в конкурсе, организованном Российской шахматной федерацией (РШФ) и Фондом Елены и Геннадия Тимченко. В этом учебном году в расписании занятий обучающихся 2 и 3 классов МБОУ « Шумерлинская СОШ» тоже появились уроки шахмат.
Наша школа получила комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационную доску и комплекты уникального учебно-методического комплекса «Шахматная школа» международного мастера Владимира Барского, разработанного издательством «Просвещение». Оно опубликовано при поддержке Фонда Тимченко и рекомендовано Шахматной федерацией России.
Обучающиеся с удовольствием посещают уроки шахмат и проявляют заинтересованность в освоении этого предмета. На занятиях знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами. Ребята учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, изучают правила шахматной игры. На уроках используем материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, викторины, решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Дети наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Учатся логически рассуждать и выбирать, какой ход является результативным. Регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию личностных качеств, с каждым занятием ребенок начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. Так в каждом ученике постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность. Все эти личностные качества, несомненно, помогают в учёбе и способствуют повышению школьной мотивации.
С 6 по 8 февраля 2018 года на базе БУ ЧР «ЧРИО» Минобразования Чувашии в рамках проекта «Шахматы в школах», реализуемого РШФ при поддержке благотворительного фонда Тимченко и куратором проекта от Шахматной федерации Чувашской Республики Гришиной Верой Рудольфовной, прошли курсы для учителей по преподаванию шахмат. Тематика курсов «Организация шахматного всеобуча и методика преподавания шахмат в образовательных организациях». Авторами и тренерами программы выступили председатель Федерации шахмат Псковской области Дмитрий Шахов, главный тренер детской сборной команды Псковской области по шахматам Александр Шпак и директор гимназии им. А. Д. Петрова в городе Опочке Юрий Богашев. Псковские педагоги поделились с нами опытом преподавания шахмат в школе, узнали о том, как лучше вести такие уроки в школах, на что обращать внимание во время организации соревнований, освежили свои сведения о правилах игры, выяснили, какие компьютерные программы придут на помощь во время изучения игры. В завершающий день для слушателей курсов на базе МБОУ «СОШ №37» г. Чебоксары был проведен показательный демонстрационный урок. Занятие с учениками 2-го класса провел директор гимназии г. Опочка Псковской области Богашев Ю.В.
Благодаря проекту «Шахматы в школе», дети с увлечением стали играть в шахматы. Задача учителя, чтобы интерес к шахматам сохранить на всю жизнь.