Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.
История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий, знакомство с которыми и их изучение способствует воспитанию современного школьника, формированию у него чувства гордости историей исследования и освоения территории своей страны.
В рамках Недели географии проведены уроки из цикла Всероссийского урока «Арктика – фасад России».
Каждый Урок начинался с видеозаписи обращения к участникам Урока директора фонда «Клуб «Приключение» Д.И. Шпаро.
Обучающиеся 6 класса просмотрели научно-популярный фильм «Тень мамонта», повествующий о том, где жил и каким был Мамонт, исчезнувший с лика нашей планеты всего 4000 лет назад. О судьбе этого зверя, ставшего символом целой эпохи, рассказывают ведущие российские палеонтологи. Последние мамонты погибли совсем недавно, даже по нашим историческим меркам. Уже строились пирамиды в Египте, начиналась великая греческая культура, а последние звери доживали свой век на острове Врангеля. Удивительно, но и до сегодняшнего дня сохранились огромные просторы, где мамонты вполне могли бы жить
Обучающиеся 7 класса подготовили сообщения, знакомящие с историей отдельных арктических экспедиций, проводившихся в разные исторические эпохи; об истории достижения Северного полюса, об истории научной дрейфующей станции «Северный полюс 1», об истории современных дрейфующих станциях «Северный полюс 1», сделанных географических открытиях и исследованиях. Их вниманию был представлен фильм «Покорители Арктики» из цикла «Влюбиться в Арктику», повествующий о первых шагах атомохода «Арктика», пробивающегося к северному полюсу17 августа 1977 года. Впервые в истории освоения Арктики сюда удалось доплыть на судне (начальник экспедиции А.Н. Чилингаров). Больше всех доволен капитан – Юрий Кучиев, Герой Социалистического труда, главный герой фильма. Но у него были и предшественники: капитаны Г.. Седов, Брусилов, Русанов,- в 1912 году они предприняли самостоятельные попытки достичь Северного полюса. Через льды и торосы, на примитивных кораблях, пешком и на собачьих упряжках капитаны рвались к Северному полюсу, каждый раз добывая новые знания для будущих первопроходцев. Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути.
Обучающиеся 8 класса познакомились с особенностями животного и растительного мира Арктики, в том числе с обитателями морей Северного Ледовитого океана; с коренных народами Арктики, условиями их жизни; о возможностях существования человека в экстремальных условиях. Они просмотрели фильм «Жизнь на краю земли. Арктика» из цикла «Влюбиться в Арктику». Жизнь кажется здесь невозможной: многолетняя мерзлота, морозы за - 600С., ураганные шквалистые ветры. Однако, вот уже более 8 тысяч лет здесь живут люди. В российской Арктике проживает 17 коренных народов. Самый северный народ – нганасаны, самый многочисленный – ненцы, самый загадочный – кеты, самый гордый – эвенки, самый сильный – чукчи. Они, конечно, особенные – северные народы. С древними традициями и самобытной культурой, им всё тяжелее противостоять вызовам цивилизации. Ещё 100 с небольшим лет назад у малых народов Севера не было своей письменности. При этом каждый из них сохранил свой язык в песнях, сказаниях, обрядах. Теперь пред ними – новые вызовы цивилизации. Но при этом и новые возможности.
История освоения Арктики – это история развития технического прогресса нашей цивилизации, но главное – это история мужества и самоотверженности многих людей, приручавших суровые льды подчас ценою собственных жизней. Освоение Арктики – важная часть и нашей, российской истории и культуры, свидетельство величия России и предмет гордости россиян. Обучающиеся 9 класса участвовали в просмотре фильма «Арктика. Территория открытий.» из цикла «Влюбиться в Арктику». Июль 2007 года. В иллюминаторах глубоководного обитаемого аппарата «Мир» донный ландшафт как поверхность незнакомой планеты. Исследователям предстоит провести на глубине более 9 часов, выполнить серьёзный комплекс работ. Но есть ещё одна: установить флаг РФ на дне Северного Ледовитого океана в истинной точке Северного полюса – 900 широты и 00 долготы. Арктику называют «кухней погоды» Земли. От неё нам холодно и тепло. Учёные тщательно отслеживают все температурные изменения воды и воздуха. Особое внимание – ледовому покрову. Чем больше тает арктический лёд, тем холодней становится на планете. В Якутии самый мощный слой многолетней мерзлоты. А, значит, велик шанс найти здесь целиком сохранившегося мамонта.
Фильм «На льдине, как на бригантине» познакомил обучающихся с историей дрейфующих станций «СП». В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно - исследовательская станция «СП-1». Состав экспедиции состоял из 4 человек, включал начальника экспедиции И.Д. Папанина, двух учёных: геофизика Е.К. Федорова и гидролога П.П. Ширшова и радиста Э.Т. Кренкеля. Станция «Северный полюс» (СП-1) работала в Арктике в течение девяти месяцев с мая 1937 г. до середины февраля 1938 г. В результате дрейфа были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов.
В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа. На основе данных высокоширотных морских экспедиций с обучающимися 10-11 классов проведен урок - конференция о современном хозяйственном освоении арктических районов; о стратегическом значении Арктики. Обучающиеся предложили свои идеи по изучению проблем хозяйственного освоения Арктики как территории с экстремальными природными условиями, и пришли к выводу о целостности окружающего мира, тесной связи человека с природой.