17 октября в Госдуме начнется обсуждение проекта закона "Об образовании".
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не сомневается, что многострадальный законопроект будет принят в эту осеннюю сессию. Ректор МГУ Виктор Садовничий полностью с министром согласен: "С очень большой вероятностью законопроект будет принят Госдумой, одобрен Советом Федерации уже к декабрю 2012 года".
Обсуждение проекта закона "Об образовании" длится около трех лет, ректорское сообщество было среди самых ярых критиков документа, но почти все противоречия сейчас удалось снять.
Несмотря на то, что все варианты проекта довольно сильно менялись, везде нет понятия начального профобразования - это принципиально. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет предлагать два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В проекте закона прописали специфику творческих училищ, которые имеют право отбирать детей по конкурсу. Училища работают по интегрированным программам на базе начального или основного общего образования и дают одновременно и школьные знания и профессию.
К высшему образованию отнесены не только бакалавриат, специалитет, магистратура, но и подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. А вот все вопросы, касающиеся докторантуры, как ожидается, будут прописаны в законе "О науке и государственной научно-технической политике".
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. В последнем варианте проекта много внимания уделено социальной поддержке обучающихся. В частности, предусматривается поэтапное повышение стипендий, которые должны быть "привязаны" к минимальному размеру оплаты труда. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины МРОТ. Вырастет и социальная стипендия. Проект ограничивает ее минимум - не меньше полуторакратного размеры обычной стипендии. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант - не менее 12 тысяч.
Несмотря на то, что в проекте уже учтены тысячи замечаний, обсуждение вряд ли пройдет гладко. Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации говорит: "Этот закон касается каждой семьи, он обращен в будущее. Из материалов, которые поступили в Совет федерации из регионов, видно, что работы еще будет много. Почти в каждом обращении - просьба законодательно отрегулировать работу малокомплектных школ".
По мнению сенаторов, самое уязвимое место в проекте - положение небольших сельских школ. В Томской области, например, таких школ - около 40 процентов, в них учится всего 6 процентов детей. И если в городах области есть возможность обеспечить детям качественное образование, то как сделать это в селе, где стоимость ученика доходит до 150 тысяч рублей в годN Возможно, в проект будут внесены поправки уточняющее законодательное положение сельских школ. Их финансирование не должно напрямую зависеть от числа учеников, как это делается в городах.
Другой спорный момент касается зарплаты учителей. Согласно указу президента и проекту закона она не может быть меньше средней по экономике в регионе. Но в разных муниципалитетах одного и того же региона этот показатель может отличаться в десятки тысяч рублей. К тому же, в России не ведется мониторинг средних зарплат. Не просчитаны финансовые обязательства регионов, которые появятся у них после принятия документа.
Есть замечания у комитета по культуре Госдумы. Там считают, что начинать интегрированные программы в области музыки надо не с пятого, а с первого класса. И эту поправку предлагается внести в проект. Кроме того, комитет по культуре предлагает разрешить получать второе высшее образование на бюджетной основе по некоторым специальностям, таким как режиссура, вокал, оперно-симфоническое дирижирование, композиция. Тут тоже не все безупречно. Получается, что подавляющему большинству россиян дается право выучиться за счет бюджета один раз, а некоторым - можно и дважды. Депутаты предлагают также включить в перечень лиц, проявивших выдающиеся способности, победителей конкурсов и давать им возможность претендовать на гранты.