Две с половиной тысячи учебников, рекомендованных и допущенных минобрнауки для школы, "придавили массой" и учителей, и родителей. Как уже писала "РГ", в федеральном перечне в среднем по 8 учебников на предмет в каждом классе.
Реакция виртуального рынка не заставила ждать: в интернет-магазинах список предлагаемых учебников, рабочих тетрадей и других методичек подскочил до 6 тысяч наименований! Но, спрашивается, зачем нужны семь учебников по физкультуре? Много учебников - это плохо или хорошо? Как сориентироваться в книжном вале? Почему в учебниках так много ошибок? И как вообще учебники попадают в классы? Во всем этом попытались разобраться корреспонденты "РГ".
Урок под копирку
В идеале учебники должны закупаться централизованно региональными властями строго по заявкам от школ. Каждая школа в свою очередь составляет список необходимых учебников по заявкам педагогов, которые выбирают нужные книги из Федерального перечня. Схема проста до смешного. И до смешного не выполняется.
Один из лучших учителей России, преподаватель русского языка и литературы Череповецкой школы N 37, победитель конкурса "Учитель года-2006" Андрей Успенский учит своих школьников по собственной авторской программе.
- Программа защищена, - говорит он. - Что касается русского языка, то до 9-го класса лично меня все устраивает с учебниками, а вот потом начинается катавасия. Мы берем в школьных библиотеках учебники, централизованно закупленные для региона. Но урок ведем по своим наработкам, используя другие книги и авторитетные пособия. Размножаем на ксероксе.
Школы разные, а контора, как говорится, одна. И чем меньше регион, тем сложнее обеспечить индивидуальность выбора. По словам Успенского, у школ есть возможность и самостоятельно тратить деньги на учебники: ежегодно на это выделяется определенный процент из регионального бюджета.
- У нас так закупаются учебники по профильным предметам естественно-научного цикла, - поясняет педагог. - А вот на русский язык и другие непрофильные предметы сэкономленных школьных средств не хватает. Мы ситуацию понимаем. Поэтому первые в очереди к ксероксу.
Не секрет, что есть и еще один способ обеспечения подходящими учебными пособиями - родители. Известна даже схема, по которой нерадивое руководство школ закупает учебники из перечня, но, что называется, подешевле и без обсуждения с учителями. Эти книги складируются в подвале, а учителям приходится просить родителей на свои покупать действительно нужные конкретной школе пособия.
- У нас о подобном даже говорить не приходится, - замечает Андрей Успенский. - По указу губернатора школьные библиотеки приобрели самые лучшие учебники и строжайше запрещено предлагать родителям купить что-нибудь еще. А если учителю и этого оказывалось мало, то проблема спокойно решалась с помощью того же ксерокса. Раньше мы учебники покупали сами. Правда, и стоили они куда дешевле. Сейчас учебник по литературе стоит 300 рублей, но выдерживает не более полугода механического воздействия типа "открыть-закрыть".
Кто издает?
В официальном списке издательств, которым минобрнауки дало "добро" на выпуск учебной литературы, полсотни организаций. В лидерах по объему "киты" - "Просвещение", "Дрофа", "Мнемозина". Они закрепились на рынке школьной литературы давно и прочно. У других издательств известность чаще всего в рамках региона.
Скажем, небольшой Издательский дом "Федоров", выпускающий ежегодно около 3 миллионов книг, в том числе учебник по системе Занкова, в числе первых в Уральском федеральном округе.
- Мы не стремимся выйти на центральный издательский рынок, - говорит главный редактор Сергей Золотарев. - В регионе у нас своя ниша, и отбивать часть заказа ни у "Просвещения", ни у "Дрофы" не собираемся. Вообще любое издательство может выпустить учебник, это не запрещается. Но чтобы гарантированно попасть в школу, эта книга должна пройти экспертизы РАН и РАО.
Но это все-таки не единственный критерий, от которого зависит присутствие книг того или иного издательства в перечне. Минобрнауки утверждены критерии, которым должны соответствовать издательства учебной литературы. Это опыт: не менее трех лет выпуска учебных пособий. Это тираж: не менее трех тысяч экземпляров в год. Это специалисты: издательство должно иметь предметные редакции или штатных редакторов, корректоров и методистов по всем учебным дисциплинам, по которым выпускает учебники. И последний критерий - внутренний контроль качества.
Капризы истории
Вот уже седьмой год экспертиза учебников - забота экспертов двух академий: Российской академии наук и Российской академии образования. В РАН следят за тем, чтобы учебники соответствовали современным научным представлениям, а в РАО исследуют книги на соответствие образовательным стандартам, методике преподавания, возрастным особенностям.
До 2005 года при министерстве образования работал Федеральный экспертный совет по учебникам, к которому была масса вопросов. Тогда эксперты, хоть и были сотрудниками институтов и академий, но, по сути, не представляли никакой определенной структуры и были каждый сам по себе. Экспертиза проводилась на деньги издательств. Имена экспертов были всем известны, тайны из того, кто какой учебник смотрел,не делали. А значит, возможностей для давления на экспертов было хоть отбавляй. Как у издательств, так, кстати, и у чиновников разного ранга.
Сейчас все иначе. Хотя экспертиза по-прежнему проводится только после заключения договора с издательством, итоговую оценку ставит не конкретный эксперт, а предметная комиссия. Сегодня в РАН, к примеру, сформировано 9 таких групп. Их состав открытый, публикуется сразу после утверждения Президиумом РАН. Но сама экспертиза анонимная, имена конкретных экспертов, проверяющих тот или иной учебник, держатся в секрете. "Продвинуть" нужный учебник при такой системе сложно. Однако есть одно "но".
- Мы проводим экспертизу не готового учебника, а оригинал-макета, - объясняет член экспертной комиссии, начальник отдела интеграции науки и образования РАН Сергей Сидоренко. - После проверки, если обнаружены ошибки, мы даем издательству свое заключение с требованием эти ошибки исправить. Потом нам приходят такие же листы с исправлениями. Мы смотрим только на это и за это можем нести ответственность. То, что идет в печать, - уже на совести издателя. Он, может, надеялся, что все в порядке и, не дожидаясь нашего заключения, отправил книгу в печать. А тут мы - с отказом. А деньги-то пошли. Вот и не останавливают тираж. Об ошибках в уже готовых учебниках мы узнаем только по сигналам от внимательных родителей, учителей или школьников.
Поэтому, по мнению эксперта, сейчас просто необходим государственный мониторинг, что называется, постфактум, когда книга уже издана в переплете и готова к выходу на рынок. Но факт остается фактом: когда книга идет в тираж, она как дитя, что у семи нянек без глазу.
Впрочем, эксперты отмечают: серьезных ошибок в учебниках стало меньше. Речь идет о фактических неточностях. Те, что попадаются, похоже, происходят просто по элементарной невнимательности автора и редактора. Тем не менее на доработку все равно отправляется около 40 процентов всех изданий, поступивших на экспертизу.
По-прежнему хватает заморочек с учебниками по истории. Комиссия "заворачивает" около четверти книг. Здесь много именно фактических неточностей. История - наука капризная: с одной стороны, строгие даты, с другой - миллион трактовок тех или иных событий. В основном расхождения касаются эпохи СССР, истории Великой Отечественной войны и последних 25 лет.
Экспертиза от учителя
Еще в 70-е годы ЮНЕСКО издало документ, который называется "О правах учителя", где говорится, что учитель имеет право на создание собственного учебного плана и на реальный выбор учебников, обеспеченный тем, что госзаказ издательствам выдается только после референдума среди учителей.
В Европе и США инициатором выпуска нового учебника, как правило, выступает издательство. Но сначала специалисты выясняют, какой учебной литературы не хватает. Сначала печатается небольшой тираж, учебник проходит экспериментальную проверку. Потом образцы учебника посылают в школу как рекламу. Понравится - купят.
В Великобритании нет государственной экспертизы учебников. Плохие книги "отбраковывают" сами учителя и родители.
Нара Ширалиева, обозреватель программы "Новости культуры" телеканала "Культура", кандидат исторических наук
- Мой сын Саша учится в 7-м классе, в Центре образования N 118. Педагоги - молодые, современные люди, для которых учительство - призвание. Тем обиднее то, что я вижу, заглядывая в учебники. Складывается такое ощущение, что эта печатная продукция - очень дешевый коммерческий проект, по принципу - "заработаем сейчас, а дальше - хоть трава не расти". В упражнениях по русскому языку вы не найдете текстов из классики, предлагаются фрагменты произведений никому не известных авторов, корявые по языку и бессмысленные по содержанию. Почему? Наверное, потому, что Тургенев с Толстым диссертаций в учреждении, утверждающем эти учебники, не защищали и конфет с цветами даме, занимающей там определенный пост, не приносили. Вот и издаются бесконечные "обновленные" учебники, в которых сплошные галочки, точки и тире, как в компьютерной программе - и ни стихов целиком, ни прозы, ни иллюстраций. Я прекрасно помню учебники своего детства, так вот, я умудрилась влюбиться в декабриста Рылеева - просто потому, что его портрет в учебнике по истории мне очень понравился. Учебники должны быть не штампованной продукцией, а плодом огромного труда профессионалов совсем другого уровня. Только крупный ученый, не зависящий от сиюминутных заработков, может создать достойный учебник.