В главе "Новая школа" проекта "Стратегия 2020" подчеркивается, что уровень образования родителей в России - один из самых высоких в мире. Но фактор семьи - колоссальный ресурс развития школы - используется недостаточно. О том, как семья влияет на образовательные достижения школьников, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ "Измерения в психологии и образовании" Юлия Тюменева.
- Юлия Алексеевна, в какой мере результаты обучения детей зависят от семьи? Какие выводы делаются в научных исследованиях?
- Французские социологи Бурдье и Пассрон ввели понятие "культурный капитал" и доказали, что студенты из семей верхней страты среднего класса и высшего класса успевают лучше сверстников. Связано это, прежде всего, с развитием речи: ее культурной насыщенностью, умением выстраивать логику, красиво и грамотно аргументировать. Эти навыки переняты от родителей. Таким детям учиться легче еще и потому, что профессура "распознает" их как людей своего круга.
Изучая факторы, влияющие на результаты детей в международных сравнительных исследованиях качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS), ученые сходятся в том, что объединенный эффект семейных характеристик - образования родителей, их культурного статуса, материального благополучия - в большинстве случаев объясняет высокие и низкие результаты. Один кипрский исследователь объединил данные TIMSS за все годы по всем странам-участницам и пришел к выводу: единственная мера, стабильно имеющая значимую связь с достижениями, - участие и вовлеченность родителей в школьную жизнь детей.
Исследования НИУ ВШЭ показывают, что достижения наших детей в PIRLS (оценка качества чтения) объясняются, прежде всего, семейным влиянием; характеристики, связанные со школой и учителями, гораздо менее значимы. То есть сила воздействия семьи такова, что школе ее не перекрыть, даже если это очень хорошая школа.
- Когда были обнародованы результаты PIRLS 2006 года, говорилось, что первое место заняли не российские четвероклассники, а их родители.
- Родители этих детей отвечали на вопросы, занимались ли они развитием грамотности ребенка в дошкольном возрасте: чтением вслух книг, разбором слов на буквы, игрой с буквами, чтением уличных вывесок. При анализе анкет сделан вывод: эти занятия спустя годы отражаются на результатах четвероклассников. Это и есть вклад родителей, понимающих, что если ребенок не научится читать к 1-му классу, ему под разными предлогами могут отказать в зачислении в хорошую школу.
- А если ребенок уже учится в школе, влияние родителей тоже первостепенно?
- Для детей, кому семья не способна дать много, школа остается приоритетной. Но если рассматривать общую массу детей, то влияние родителей, конечно, важно. Интеллектуальные способности ребенка, безусловно, сказываются на его школьных успехах, но трудно определить, в какой мере, например, вербальное мышление определяется врожденными факторами, в какой - семейной средой.
Исследования показывают, что достижения ребенка в математике в меньшей мере связаны с семейным фактором, чем достижения в чтении, потому что "культурный капитал" влияет, прежде всего, на вербальное мышление, умение излагать мысли хорошим языком. А успехи в математике - это больше заслуга школы.
- Может быть, влияние школы оказалось бы более существенным, если бы государство давало больше денег, учителям платили бы больше?
- Мы исследовали вопрос, влияет ли материально-техническое, кадровое обеспечение школы на достижения ребенка в PIRLS. Оказалось, оно незначительно. Обеспечение школы ресурсами положительно сказывается лишь при анализе выборки детей из семей с низким социально-экономическим статусом, то есть в основном мигрантов.
Хотя, конечно, школа способна смягчить негативное влияние семьи. При анализе результатов PISA были случаи, когда школы, где ожидались низкие результаты (там учатся дети мигрантов, безработных), вдруг оказывались на высоте. Причина в активной позиции директоров, считающих, что нужно не просто "передержать" детей в школе, но вывести их в люди, дать им старт в жизни. Они нанимают хороших учителей, на курсы их отправляют, обсуждают с ними уроки, поименно знают учеников, пытаются что-то изменить.
- Но и в такой школе от родителей ожидается какой-то вклад?
- Вопрос, способны ли родители его внести. Ведь школа "гонит программу", ученик должен ее освоить в срок, а если не успел - школа не считает себя виноватой. Ребенок приходит домой с тремя задачками по математике, не знает, как их решать, и родители "подтягивают культурный капитал" - подумают, знакомым позвонят, объяснят все ребенку. Но это в семьях интеллигентов. А семьи мигрантов? Кому им звонить?
Когда родители участвуют в школьной жизни, ребенок чувствует исходящий от них сигнал, даже если ему прямо не говорят "учись хорошо, будешь много зарабатывать, хорошо устроишься в жизни". И это, несомненно, отражается на результатах учебы.
Материал подготовила Алина Иванова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости