В очередной программной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России" Владимир Путин обозначил первоочередные национальные задачи в сфере образования. В интервью РИА Новости их комментирует заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Госдумы, член экспертной группы №8 "Новая школа" по коррекции Стратегии-2020 Алексей Майоров.
- Алексей Николаевич, некоторые эксперты уже высказались, что ряд предложенных в статье мер не обеспечены финансово. Так, обсуждается вопрос, что в 2013-2014 годах бюджетные расходы на образование могут быть сокращены. Реально ли в таких условиях выполнить поставленные задачи?
- На мой взгляд, все обязательства по образованию, о каких идет речь в статье, выполнимы, если налоговые поступления останутся такими же, как в последние два года. А если завтра цена на нефть упадет, могут возникнуть определенные проблемы. В любом случае это вопрос приоритетов государства.
Наиболее затратные предложения - по зарплатам. Зарплаты выплачиваются учителям из региональных бюджетов. Как показал опыт проекта модернизации региональных систем образования, если регионы постараются - то могут найти деньги на повышение.
С зарплатами для преподавателей вузов ситуация несколько иная. Сейчас демографический спад, число студентов само собой сократится, как и число преподавателей. Поэтому вполне реально повысить зарплаты с 1 сентября 2012 года до средней по экономике региона, а с 2018 года - еще в два раза. Дополнительные средства потребуются не такие уж и большие.
Разговоры о сокращении расходов на образование в бюджете - это недопонимание ситуации. Дело в том, что в 2012 году завершается ряд целевых образовательных программ. Они будут продлены либо запущены в новой форме. Но пока этого не произошло, Минфин попросту не может запланировать на них расходы.
- А ликвидировать очереди в детсады за ближайшие четыре года - удастся, как обещает премьер-министр?
- В статье есть ключевой момент: надо пересмотреть СанПиНы, которые мешают развитию семейных, негосударственных, корпоративных детсадов. Если их изменят, то это даст возможность развитию негосударственного сектора, который, напомню, уже имеет доступ к бюджетным средствам. Если все сделать оперативно и грамотно, очередей не будет.
- Как вы оцениваете предложения по развитию дополнительного образования? Уже через четыре года им должно быть охвачено до 75% школьников.
- Это можно только приветствовать. Дети заняты делом, не пропадают целыми днями на улице, это является профилактикой детской преступности.
Только здесь важны не столько показатели охвата - детям должно быть не скучно. Надо в первую очередь развивать то, что интересно подросткам: неолимпийские виды спорта, такие, как ракето- и судомоделирование, развивать аэроклубы, проводить чемпионаты роботов. Не все эти виды затратны. Например, чтобы подростки занялись паркуром, и какие-то особые условия не нужны - достаточно поставить рампу, через которую можно прыгать, то же самое - с роликами, скейтбордом...
- Одно из предложений касается студенческих стипендий - их обещают повысить до 5 тысяч рублей.
- К сожалению, это не та сумма, на какую можно жить. На мой взгляд, лучше дифференцировать стипендии - повышать социальные стипендии, оказывая помощь нуждающимся.
А для остальных надо создавать работоспособную систему образовательного кредитования. Те, кто поступил учиться на бюджет, вполне могли бы брать кредиты на проживание. Должна быть доступная процентная ставка, прозрачные механизмы выплаты кредита. Массовым образовательное кредитование пока не стало. Сейчас уже понятно, как ситуацию можно поправить.
- Известная проблема - качество образования. Для ее решения предлагается в среднем образовании уделить особе внимание слабым школам, а в высшем - разобраться с псевдовузами, проведя аудит программ высшего образования.
- Это понятные меры. Средства нацпроекта "Образование" были потрачены на поддержку лучших школ. Из-за этого разрыв между лучшими и худшими школами увеличился грандиозно. Сейчас важно найти баланс между помощью слабым и развитием сильных. Определенные решения заложены в новом государственном образовательном стандарте для старшей школы, только вот его принятие затянулось.
Что касается высшего образования, у нас есть инструмент, который должен регулировать ситуацию в этой сфере - аккредитация вузов. К сожалению, этот инструмент не работает как механизм, повышающий качество. Вместо него пытаются придумать какие-то новые механизмы, вводить общественное наблюдение, переаттестацию программ. Зачем? Надо просто, чтобы аккредитация стала рабочим инструментом системы обеспечения качества образования. Для этого она должна действовать так, чтобы появились неаккредитованные учреждения. И должны быть четко описаны последствия, что с ними будет: меняется руководитель, дается время на устранение недостатков и прочее.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости