Фурсенко: «Учителей будет меньше, но готовить их будут сильные вузы»

Большинство педагогических вузов России могут перейти в подчинение региональным властям, а уже потом либо войти в состав классических университетов, либо стать крупными исследовательскими площадками. Учителей будет выпускаться все меньше, но готовить их должны только сильные вузы, считает глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.

О планах своего ведомства Фурсенко заявил на проходившем на днях в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) форуме «Новый учитель для новой школы». «Споры надо заканчивать. Абсолютно ясно: готовить учителей должны хорошие вузы. Часть наших классических университетов недавно были педагогическими. Так что давайте не отказывать им вправе продолжить учить учителей», - объяснил глава Минобрнауки. Он предложил ректорам обсудить это предложение.


Уже после форума Андрей Фурсенко в беседе с корреспондентом «МН» уточнил, что «не следует считать, что министерство предлагает закрыть целую категорию вузов». Однако не менее 20 вузов могут потерять статус самостоятельного юридического лица и войти в состав классического университета, заявил «МН» источник в Минобрнауки.


Скорее всего, это будут университеты не из областных центров, предполагает ректор МГПУ Виктор Рябов. Он напоминает, что сокращение сети педвузов шло постоянно: «В СССР было около 200 вузов, еще несколько лет назад в России их было сто». Сейчас осталось только 58. Остальные либо вошли в состав университетов, либо становились социально-гуманитарными или социально-педагогическими. Таким образом, формально о ликвидации высшего педагогического образования, за которое того же Фурсенко активно критикуют его основные оппоненты, речь не идет. «Сейчас на закрытие педвузов никто не пойдет, это связано с большими издержками. После передачи на региональный уровень регионы сами будут решать (судьбу вузов. – МН)», - предполагает собеседник «МН» в Минобрнауки.


Другой путь трансформации педвузов предполагает присвоение им нового статуса – «Центр педагогического образования». Им предстоит развивать научно-исследовательскую составляющую работы и становиться кадровым центром своего региона, поясняют в Минобрнауки, где на днях была создана комиссия по созданию таких центров. «Помимо разных лабораторий в структуре вуза должны быть вся линейка непрерывного образования: педколледж-школа-детсад, а также институт повышения квалификации», - поясняет суть предстоящих изменений Виктор Рябов. Его коллега – ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Виктор Матросов – считает присвоение статуса сильнейшим педвузам «правильной идеей». «Как я понимаю, Центры педобразования присоединят к себе колледжи и другие педвузы своего региона в качестве филиалов. Получится такая сетевая структура. Если министерство даст нам такое поручение, то мы готовы. Но пока мы и так сотрудничаем с 24 аккредитованными у нас школами и колледжами», - заявил «МН» Матросов.
По данным «
МН», сильнейшие педагогические университеты уже начали бороться за этот статус, который позволит дальше сохранять свою самостоятельность в отрасли. В Москве выбор идет как раз между городским педагогическим (МГПУ), чьим учредителем является департамент образования, и бывшим пединститутутом им. Ленина (МПГУ), два года назад получившим статус «особо ценного культурного объекта». Впрочем, оба ректора в беседе с корреспондентом «МН» опровергли факт соперничества за новый статус главного регионального Центра по подготовке учителей.


Еще одной новостью для ректоров стали контрольные цифры приема (КЦП) по направлению «педагогика» на будущий год. Они сугубо предварительные и сильно разнятся по регионам, однако в целом по стране КЦП снизятся не менее чем вдвое.