Как научить учителя, чтобы он хорошо учил учеников?

«Ни в одной стране, ни в одну эпоху люди не были довольны образованием, — заявил министр Минобрнауки Андрей Фурсенко на форуме ректоров педвузов, который прошел в Москве 21—22 ноября. — Но как бы сильно ни было недовольство образованием, еще большее недовольство вызывают перемены». По словам Фурсенко, к вечным проблемам этой социально чувствительной сферы в последние 12 лет добавился еще один пресс: тяжелая демографическая ситуация. Если в 1998 году было 22 млн школьников, то сейчас их — 13 млн. Еще в 2006 году было 1,5 млн выпускников, в этом году — 730 тысяч. И улучшений до 2020 года, как заявил министр, не будет.

А требования к образованию самые жесткие. При всех трудностях оно должно быть двигателем жизни — паровозом, как сказал министр. «Только жизнь летит вперед, а мы пытаемся вскочить в последний вагон идущего поезда. Это касается образования вообще, а педагогического образования в особенности». Министр-математик применил термин: «вторая производная». «Чтобы правильно учить школьников, надо сначала выучить учителей. Мы с вами не в полной степени справляемся с этой задачей. Учитель сегодня должен быть принципиально другим».

А каким он должен быть, новый учитель? Он больше не тот, кто «несет знания в массы». Учитель сегодня не единственный и не главный источник знаний. Структурировать поток информации, чтобы он не захлестнул, организовать получение знаний в соответствии и с интересами учеников — это то, что должен делать сегодня учитель. Он не может знать ответ на каждый вопрос своих учеников, которые гораздо лучше разбираются в интернете и проводят в нем гораздо больше времени. Но он должен научить детей искать необходимые им ответы. Учить учиться. Как складывать дроби или как извлекать корни, учитель показывает. А показывает ли он сегодня, как учиться? Умеет ли сам это делать?

Да и вообще, что должен знать и уметь учитель сегодня? Он должен знать предмет или он должен знать и понимать ребенка — его психологию, его возрастную физиологию?

Учителей в России немногим больше 1 млн. Выпускников по педагогическим специальностям в этом году было 133 тысячи. А вакансий на начало учебного года — 9 тысяч. Сейчас их просто нет. Министр рассказал, что в министерство приходят письма молодых людей, которые просят: помогите устроиться на работу по специальности.

Что с этим делать?

— Уменьшить количество, но улучшить качество подготовки, — сказал министр. Реструктуризация и оптимизация — теперь так называется сокращение и слияние — педвузов идет уже давно. Из 100 педвузов в стране осталось 58. Но получается, что и их много? Правда, министр утверждает, что не было ни одного кавалерийского наскока, реструктуризация идет взвешенно. Но, как говорят ректоры, — непонятно, кого и когда закроют и по каким основаниям.

Вообще-то чехарда с педвузами не прекращается никогда. И как говорит профессор Людмила Редько, ректор Ставропольского государственного педагогического института, ни начала, ни финала, ни реальных результатов оптимизации не видно. Половина профильных вузов уже реструктурирована, зато педагогов стали готовить и медицинские, и строительные, и технические вузы. Научного анализа ситуации нет.

Многие педвузы исторически выделились из классических университетов. Потом многие из них выросли и сами стали классическими или гуманитарными университетами. Профессор Игорь Носков, ректор Самарского государственного университета, убежден, что управленческая мысль топчется на месте. Вместо определения миссии, постановки целей перед образованием на 10—20 лет вперед — новая волна слияний-поглощений. Пединституты присоединить к университетам, потом туда же влить институты повышения квалификации учителей… Академик Алексей Семенов, ректор московского Института открытого образования, даже вспомнил «разделенные обкомы и совмещенные санузлы».

Конечно, если исходить только из экономической составляющей и политической конъюнктуры, можно говорить, что подготовка одного школьного учителя стоит слишком дорого — это если взять все средства, которые тратятся на студентов педвузов, и переделить их на тех, кто реально пришел работать в школу. В целом по стране, как сказал Фурсенко, это 15% от всех подготовленных по педагогическим специальностям. Но образование, полученное молодежью, — это не впустую потраченные средства. Это человеческий капитал страны. А то, что у нас сейчас мест в вузах столько же, сколько выпускников школ, — это наш небывалый шанс — реальное всеобщее высшее образование, которое скажется на развитии страны.