По длительности дебатов и количеству откликов законопроект "Об образовании" стал самым обсуждаемым среди законодательных инициатив последних лет, обогнав в этом даже закон "О полиции". Его обновленная версия опубликована на сайте Министерства образования и науки и закрепляет за дошкольным образованием в России статус отдельного уровня образования.
Это повлечет за собой разработку образовательных стандартов для дошкольников, что создаст неопределенность в положении тех детей, которые не посещают детский сад, отмечают эксперты.
Согласно законопроекту, обсуждавшемуся в четверг на парламентских слушаниях, за родителями сохраняется свобода выбора детского дошкольного учреждения для своих детей.
Принятие нового закона Госдумой ожидается на весенней сессии 2012 года.
Образование – дошкольное высшее?
В том, что дошкольное образование в России впервые получит статус отдельного уровня образования, могут быть свои преимущества, считает директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
"Это позволяет нам надеяться на несколько другое финансирование дошкольного образования, ведь ни для кого не секрет, что зарплаты воспитателей детсадов очень низкие, по 6-8 тысяч рублей в регионах. Может быть, будут предъявляться более высокие требования к педагогическим работникам", – считает она.
Но у части специалистов вызывает сомнения другой аспект нововведения. В соответствии с международной практикой всякий отдельный уровень предусматривает определенную стандартизацию образования.
Ранее директор департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко отмечала, что в законопроекте предлагается введение стандарта дошкольного образования, который будет содержать требования к условиям и образовательным программам.
"Плюс экспертиза программ, чтобы они качественные поступали в детские сады", – отметила она.
Сегодня государственный образовательный стандарт уже действует в начальных классах школы. Стандарты для средней и старшей школы разрабатываются и также со временем будут введены в действие.
Стандарта для детского сада нет, и его разработка не ведется. Но даже потенциальная необходимость разработки стандарта для дошкольного образования, так же как и вопрос о выдаче документа о дошкольном образовании, пока вызывает большие сомнения у специалистов. Новый законопроект по этому поводу разъяснений не дает.
Прогульщики детсада
Вопрос о стандартах дошкольного образования вызвал неоднозначную реакцию среди педагогов. С одной стороны, законопроект обеспечивает преемственность образования, но с другой – создает противоречие между требованиями по выполнению стандарта и необязательным посещением детского сада.
"Дошкольное образование сегодня является добровольным, и не все дети, как бы мы этого ни хотели, будут посещать детские сады, – рассказала в четверг в ходе парламентских слушаний начальник управления образования Якутска Евдокия Евсикова. – Как же будут выполнять стандарты те дети, которые пойдут в школу, минуя детсады?"
При бессистемном посещении детские дошкольные учреждения не смогут гарантировать необходимого и достаточного освоения общеобразовательных программ и выполнения стандартов, резюмировала председатель Ассоциации педагогов дошкольного образования Москвы Ирина Дерюгина.
"Совершенно непонятно, что делать тем детям, которые не ходят в детский сад, предположим, сидят дома с бабушкой, – отметила Татьяна Волосовец. – Вот они приходят в школу в первый класс. У них не пройден первый уровень образования. С ними как решается ситуация? В законе этот вопрос остается открытым".
Ситуация усугубляется тем, что сегодня охват детей дошкольным образованием в среднем по России составляет 68%, рассказала директор Института психолого-педагогических проблем детства. Фактически треть маленьких жителей страны в детский сад по разным причинам не ходит: кому-то не досталось места, а кто-то делает такой выбор сознательно.
Нужны ли стандарты вообще?
Некоторые эксперты считают, что дошкольному образованию стандарты не нужны в принципе. В России с 2009 года действуют Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе. За последние два года авторы этой программы привели ее в соответствие с этими требованиями.
"Есть "рамка" – Федеральные государственные требования, – и есть программа, которая укладывается в эту рамку. Я считаю, для дошкольного образования этого вполне достаточно", – считает Татьяна Волосовец.
По ее словам, оценивать и стандартизировать надо не достижения детей, а условия, в которых находятся дети, и работу педагога, который с ними занимается.
"При введении стандартов, аналогичных школьным, может потеряться развивающий потенциал дошкольного образования", – отмечает Евдокия Евсикова.
Тем не менее, вопрос об обязательном освоении программы детского сада законодательно пока не решен.
"Дошкольное образование рассматривается как самостоятельный уровень, но остается открытым вопрос об обязательности прохождения этого уровня", – заявил в ходе парламентских слушаний глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.
Эксперты надеются, что весь комплекс вопросов получит разъяснение при дальнейшей работе над законопроектом и связанными с ним подзаконными актами. Для этого еще есть время, поскольку принятие нового закона Госдумой, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, ожидается в весеннюю сессию 2012 года.
"Сейчас мы проходим только стадию "нулевого" чтения. Значительная работа предстоит при подготовке законопроекта к первому и второму чтениям в Государственной Думе", – отметил Григорий Балыхин.
В соответствие с международными нормами
Проект закона был вынесен по поручению президента РФ на общественное обсуждение в конце 2010 года. За первые два месяца сайт с законопроектом посетили 12 миллионов человек, было оставлено почти 11 тысяч комментариев. На сегодняшний день опубликована уже четвертая редакция документа с учетом поступающих предложений регионов, общественная дискуссия продолжается.
Будущий документ должен заменить два базовых закона – "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах. Важная часть законопроекта посвящена дошкольному образованию.
В новом законе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее, профессиональное и дополнительное. Таким образом, российская система образования приводится в соответствие с Болонской декларацией и Международной стандартной классификацией образования.