Крестики и нолики ЕГЭ

Министр Фурсенко: На коммерческие отделения многие вузы берут всех подряд

Накануне нового учебного года глава министерства образования и науки Андрей Фурсенко по традиции лично оценивает подготовку к 1 сентября, смотрит школы и вузы, общается с учителями и профессорами.

Нынешние августовские педсоветы министр провел на Дальнем Востоке. На встрече с преподавателями главного стратегического вуза региона - Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) - он подвел предварительные итоги приемной кампании этого года. По мнению министра, несмотря на все громкие скандалы, есть чему радоваться.

- Очень интересна динамика среднего балла по сравнению с 2010 годом, - отметил министр. - Не намного, но повышается качество абитуриентов. Есть, конечно, направления, где средний балл начал понижаться: социальные науки, экономика и управление. Но зато по физико-математическим наукам - скачок на 4, 5 балла, с 61 до 64, 5, по педагогике балл вырос с 53 до 57. Получается, вопреки слухам, "агитация" на тему необходимых стране специальностей действует.

Как заметил министр, около 100 вузов в стране не смогли закрыть бюджетные места. У большинства недобор в 10-20 человек, но есть и такие, где не хватило 50-60 первокурсников.

- В каждом случае будем разбираться отдельно, - предположил Андрей Фурсенко. - Но меня гораздо больше волнует то, что в некоторых вузах брали к себе всех, кто условно может "поставить крестик": тех, у кого общий средний балл, - 90! По трем предметам!

Возможно, в скором времени вузы обяжут устанавливать четкую нижнюю границу баллов. Причем так, чтобы абитуриентов, не набравших нужного минимального количества баллов, не могли принять даже на платное отделение. "Вход в вуз для таких людей должен быть закрыт", - считает министр. Несколько месяцев потребуется минобрнауки, чтобы досконально проанализировать набор этого года. Но как бы ни распределились контрольные цифры приема на следующий год, деньги останутся в образовании, заверил Фурсенко:

- Мы будем повышать нормативы бюджетной обеспеченности имеющихся мест, и в первую очередь мест подготовки по техническим профессиям. Деньги из образования не уйдут, а достанутся более достойным.

Вузы обяжут устанавливать четкую нижнюю границу баллов. Абитуриентов, не набравших нужного минимума, не примут даже на платное отделение

На остров Русский смотреть строящийся кампус Дальневосточного федерального университета министр вместе с ректором Владимиром Миклушевским отправились на катере. 800 тысяч квадратных метров первой очереди - общежития. Учебные корпуса, лаборатории - планируется сдать уже в конце этого года. Чуть позднее - еще 200 тысяч квадратов. Стройка идет полным ходом, через год здесь пройдет саммит АТЭС. А в октябре 2012 года, по планам, на остров "переселятся" студенты и преподаватели.

- Пока ни в один проект еще не было вложено столько сил и средств, как в этот университет. А кому много дано, с того много спросится, - подчеркнул Андрей Фурсенко. - Мы обязаны показать, как может работать мощный научно-образовательный комплекс.

компетентно

Андрей Фурсенко, министр образования и науки Рф:

О скандалах с ЕГЭ

- Это началось не вчера и закончится не завтра - списывания, подлоги. А вы знаете, что, между прочим, в английском языке нет такого слова "списывать"? Там в таких случаях говорят "лгать". По-моему, очень четко отражает саму суть процесса.

Что мы имеем сегодня благодаря ЕГЭ? Во-первых, это один экзамен вместо двух. Раньше-то экзамены сдавались сначала в школе, а потом при поступлении в вуз. Во-вторых, в ЕГЭ можно через апелляцию добиться повышения балла. Но занизить оценку по ЕГЭ нельзя. Нельзя "завалить", что, согласитесь, часто практиковалось в вузах, когда были обычные экзамены. Я не верю, что одними только полицейскими мерами можно решить проблему списываний на Едином госэкзамене. Должна быть система, при которой обманывать, сдавая ЕГЭ, считалось бы стыдным. Люди должны понимать, что получают образование не ради корочки, а именно чтобы получить знания.

О школе

- В России беда с основной школой. У нас здесь провал. В начальной школе активно идет обучение по новым стандартам, довольны и учителя, и родители. В старших классах сегодня, когда завершается учеба и идет подготовка к вузам, тоже повышенное внимание к детям. А ученики 5-9-х классов выпадают из поля повышенного внимания: поступление в вуз еще далеко, но дети уже не маленькие. Это неправильно.

О стандартах

- Идея предложенных образовательных стандартов в том, чтобы в старшей школе дети могли выбирать направления, по которым будут учиться. При этом уровень знаний может быть разным. Но при этом гуманитарии однозначно обязаны знать базовую математику, физику, химию, но при этом иметь возможность тратить больше усилий на гуманитарные предметы и наоборот. Но каждый школьник должен три часа в неделю заниматься физкультурой, один час в неделю посвящать занятиям основ безопасности жизнедеятельности. Я уверен: в старшей школе ребята имеют право на выбор предметов для обучения, они уже достаточно взрослые для этого. Но чтобы они могли осознанно что-то выбирать, учить этому надо с младшего возраста, чтобы все понимали: выбор чреват определенными последствиями.

О Национальных исследовательских университетах

- Есть невыполнение тех обязательств, которые университеты сами на себя взяли. Мы же их не неволили, они сами написали свою программу, они с ней вышли и получили серьезную поддержку. Не совсем честно, если им будут даны теперь определенные послабления. Мы создали мониторинговую команду. В нее вошли представители научного сообщества и бизнеса, они провели анализ.

Почти к каждому национальному исследовательскому университету есть претензии, в некоторых недостаточно активно идет научная работа. Возможно, некоторые требования к вузам необходимо поменять.

Рассмотрение деятельности НИУ назначено на конец года. Пока точно нельзя сказать, будет ли объявлен новый конкурс на получение статуса НИУ.

Нельзя увеличивать количество национальныхисследовательских университетов, не давая сигнал, что кто-то может быть лишен этого статуса.

Нельзя, чтобы у людей укрепилось ощущение, что этот статус дается на всю жизнь, они должны все время за него бороться.

О вузах

- В новом учебном году мы серьезно проанализируем качество образования и уровень зарплат в российских вузах. Это вопрос объективной проверки и гораздо более широкого привлечения работодателей. Мы всеми силами добиваемся того, чтобы школьные учителя получали зарплату не ниже средней по региону, а выясняется, что кое-где и профессора вузов не получают достойной зарплаты. Это полный нонсенс.

Мы приняли решение, что в тех вузах, в которых эти требования не выполняются, к ректорам должны быть приняты определенные меры, в том числе административного характера. Начиная с депремирования.

http://www.rg.ru/2011/08/23/fursenko.html