«Требуется оператор по обслуживанию станков. Обязательно с высшим образованием. Желательно хорошее знание иностранного языка. Предпочтение при отборе будет отдано кандидатам наук». Текст – не из области научной фантастики. Такие условия к своим будущим рабочим выдвигает одна из промышленных фирм Чувашии. Да, непривычно. Но то, что сегодня удивляет, завтра вполне может стать будничной реальностью.
Под эту реальность уже сейчас будут перестраиваться кузницы кадров: в стране запускается комплексный проект модернизации профессионального образования, подобный тому, что несколько лет назад был принят по школам. И в этот проект готова включиться Чувашия.
– Сейчас идет работа над республиканской программой комплексной модернизации «профессиональной школы», – говорит заместитель министра образования Чувашии Валерий Устяк. – Дело в целом знакомое: несколько лет назад в республике была принята программа модернизации начального профессионального образования. Но сейчас необходимо выйти на новый уровень, объединить все структуры профессиональной подготовки. Со специалистами Минэкономразвития, службой занятости мы готовим детальный прогноз рынка труда – чтобы в опережающем темпе готовить специалистов для ключевых отраслей экономики. Разрабатываем проекты, как активней привлечь к профподготовке бизнес-структуры. Хороший пример есть: сотрудничество корпорации «Транснефть» и канашского профучилища.
Разработка проекта идет не только на министерском уровне – в ряде училищ и техникумов начали готовить собственные комплексные программы развития. Каким быть комплексному проекту, обсуждают и в вузах республики. В том числе в вузах негосударственных (их в Чувашии восемь).
– В проекте нового закона об образовании, – говорит Устяк, – есть строка о том, что негосударственные учебные заведения наравне с государственными имеют полное право получить госзаказ на подготовку специалистов как с высшим, так и со средним профессиональным образованием.
С началом проекта, считают специалисты, активней пойдет интеграция структур профобразования – среднего звена с высшим, начального со средним. Примеры и тут уже имеются. «На сегодняшний день, – говорит Устяк, – шесть учреждений СПО готовят учащихся по двум программам: и начального, и среднего профобразования. Другой пример: недавно один из чебоксарских вузов получил лицензию на подготовку кадров со средним профобразованием. А поскольку собственного станочного парка у вуза нет, практические занятия идут на базе городских профучилищ».