Положение о Портфолио учеников начальных классов в рамках ООП НОО

Тип документа
Положение
Дата публикации
22.12.2021
24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумерлинская

средняя общеобразовательная школа»

 

ПРИНЯТО                                                                                          УТВЕРЖДЕНО

На Педагогическом совете                                                               Директор школы

протокол №                                                                                                    _________ В.Н. Толстова

от  28   августа 2015.г                                                        Приказ № 112 от _28.08.2015г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Портфолио учеников начальных классов в рамках ООП НОО

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует требования и нормы к построению и действию Портфолио учеников начальных классов МБОУ «Шумерлинская СОШ» как способа накопления и оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах, определяет порядок его формирования, структуру и систему оценивания.

1.2. В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

1.3. Портфолио ученика начальных классов включѐн как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

1.4. Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

1.5. Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

1.6. Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития уни-

версальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достиже-

ния Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогиче-

ские ресурсы учебных предметов образовательного плана.

1.7. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

2. Цели и задачи

2.1. Цель формирования Портфолио – системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, а также выявление динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

-  поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

-  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-  развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

-  формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3. Функции Портфолио

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

-  оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

-  диагностическая – фиксирует изменения и рост за определѐнный период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

-  целеполагания – поддерживает учебные цели;

-  мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

-  содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

-  развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

-  рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

4. Порядок формирования Портфолио

4.1. Период составления Портфолио - 4 года (1-4 классы начальной школы).

4.2. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.

4.3. Пополнять Портфолио должен, прежде всего, ученик с помощью взрослых (родителей, учителя).

4.4. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения Портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале.

4.5. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

4.6. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.

4.7. Родители оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.

4.8. Портфолио хранится у классного руководителя в течение всего срока пребывания ребенка в школе. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.

4.9. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.

4.10. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

5. Структура, содержание и оформление Портфолио.

5.1. В состав Портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за еѐ пределами.

5.2. Портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны быть включены следующие материалы:

«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».

Раздел посвящѐн школьным предметам и заполняется работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.

Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.

Этот раздел включает в себя:

- исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

- проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);

- работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);

- занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);

- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».

Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Этот раздел включает в себя:

-предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всеросийские и др.;

- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;

- тестирования по предметам;

- конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами

управления образованием;

-документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма из различных органов и организаций, а также итоговые аттестационные ведомости.

6. Критерии оценки достижений учащихся.

6.1. Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио в целом ведётся с

позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результа-

тов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стан-

дарта.

6.2. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио,а также всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

6.3. Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:

- результатов итоговой аттестации (средний балл);

- результатов участия в олимпиадах;

- результатов участия в научно-практических конференциях;

- результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;

- результатов личностных и метапредметных достижений;

- динамики развития обучающегося.

6.4. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы о:

-  сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

6.9. Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение представителя школьной администрации).

6.10. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

6.11. Комплексная итоговая оценка Портфолио выпускника начальной школы МБОУ «Шумерлинская СОШ» утверждается решением Педагогического совета школы.

7. Заключительные положения

Данное Положение действительно до внесения следующих изменений.