Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС
Утверждено:
Приказ по школе
№112 от 28.08.2015г.
Положение о портфолио обучающегося основной школы
в условиях введения ФГОС ООО
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Шумерлинская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения
ФГОС ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шумерлинская
средняя общеобразовательная школа» (далее – Положение) разработано в рамках реализации
ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе,
личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них
мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного
учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в
которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в
разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за
учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами
экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и
средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об
образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-
познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и
общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей,
возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных
достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание
индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные
достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и
умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности
в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
-развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио.
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения
учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в
общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности,
помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт,
задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета»
выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения
вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство
родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя,
учителей-предметников.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный
руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация
школы.
5.2. Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет
аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную
папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его
индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,
определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует
воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное
самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-
предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения
учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании
сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за
достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов.
Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной
области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность
по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы
на учебные работы.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу,
обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы (Приложение 1):
6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.
6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная
работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте,
участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах,проектах
6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной
деятельностью, входит:
6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки
- отдельные листы наблюдений,
- результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения.
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4
настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях
и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых:
педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается
отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать
самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
Предоставлять достоверную информацию.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
8. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в
Приложении 2.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную
итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной
итоговой ведомости» представлен в Приложении 3..
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг,
выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе.
Победители поощряются.
Приложение 1.
МБОУ «Шумерлинская средняя общеобразовательная школа»
ПОРТФОЛИО
Место для фотографии
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Приложение 2.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.
Показатели
| Измерители | Результат - балл |
Учебная деятельность | 1-8 - средний балл годовых оценок | До 5 |
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата | До 5 | |
10 класс - средний балл годовых оценок | До 5 | |
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата | До 5 | |
Олимпиады | Школьная: Победитель Призер Участник |
3 2 1 |
Муниципальная: Победитель Призер Участник |
5 4 3 | |
Областная: Победитель Призер Участник |
7 6 5 | |
Всероссийская: Победитель Призёр Участник |
9 8 7 | |
Спортивные достижения.
| Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник |
3 2 1
|
| Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник | 5 4 3
|
| Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник
|
7 6 5
|
| Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник
|
9 8 7
|
Дополнительн ое образование.
| Участие в кружках, секциях 2 Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник |
3 2 1
|
| Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник | 5 4 3
|
| Областные конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник | 7 6 5
|
Школьные мероприятия, практики | Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия | 1 2 3 |
Приложение 3.
Сводная итоговая ведомость.
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№ | Показатели | Балл |
1 | Учебная деятельность | |
2 | Достижения в олимпиадах, конкурсах Достижения в олимпиадах, конкурсах | |
3 | Спортивные достижения | |
4 | Дополнительное образование | |
5 | Участие в мероприятиях и практиках | |
Итого: |
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,
представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому
документу.
Дата. Директор школы __________________________
М.п. Классный руководитель: __________________________
Лист общеучебных достижений
№ категории | 5кл. | 6 кл | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
1.Классная работа выполнялась всегда регулярно редко | |||||
2. Домашние задания выполнялись всегда регулярно редко | |||||
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: всегда регулярно редко никогда | |||||
4.Отношение к учебе в целом положительное безразличное негативное | |||||
5.Участие в работе класса на уроках: постоянное инициативное регулярное частое редкое | |||||
6. Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда | |||||
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности всегда самостоятелен нуждается в сопровождении и помощи самостоятельность проявляется редко уклоняется от самостоятельности | |||||
8. Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания частично | |||||
9.Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно готов к уроку с напоминанием не готов к уроку | |||||
10. Оформление работ по всем требованиям требования частично нарушены аккуратно грязно | |||||
11. Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством опережает темп работы класса с недостаточным качеством соответствует темпу урока отстает от темпа урока | |||||
12. Понимание смысла учебной деятельности: формирует цель учебной деятельности формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цель | |||||
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке всегда иногда редко | |||||
14. Взаимоотношения с товарищами положительное безразличное негативное | |||||
15.Соблюдение норм и правил поведения: отличное хорошее удовлетворительное плохое | |||||
16. Общие учебные навыки усвоены на высоко уровне на среднем уровне на среднем уровне ниже среднего |
Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№ | Название | Предмет | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
Участие в общественной жизни класса и школы:
№ | Название | Содержание | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:
№ | Название | Сфера учёбы | Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
Спортивные достижения:
№ | Название | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
Практики: трудовая, социальная, педагогическая:
№ | Название | Содержание | Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
Творческие работы, рефераты, проекты:
№ | Название | Область знаний | Количество страниц | Результат | Дата | Подпись |