Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС

Тип документа
Положение
Дата публикации
22.12.2021
16

Утверждено:

Приказ по школе

№112 от 28.08.2015г.

 

Положение о портфолио обучающегося основной школы

в условиях введения ФГОС ООО

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Шумерлинская средняя общеобразовательная школа»

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения

ФГОС ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шумерлинская

средняя общеобразовательная школа» (далее – Положение) разработано в рамках реализации

ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе,

личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них

мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного

учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в

которой  фиксируются,  накапливаются,  оцениваются  индивидуальные  достижения  в

разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за

учебный год и за весь период его обучения в школе.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность

сертифицированных  и  несертифицированных  индивидуальных  учебных  достижений,

выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами

экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и

средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об

образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-

познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и

общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей,

возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.

2. Цели и задачи портфолио

2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных

достижений  учащихся,  повышение  образовательной  активности  школьников,  создание

индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные

достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и

умений.

2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности

в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

-развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к

самостоятельному познанию;

- формирование  установки  на  творческую  деятельность,  развитие  мотивации

дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные

интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- формирование  жизненных  идеалов,  стимулирование  стремления  к

самосовершенствованию;

- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

3. Функции портфолио.

3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения

учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в

общении.

3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности,

помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт,

задуматься над результатами своего труда.

3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.

3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.

4. Порядок формирования портфолио

4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета»

выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения

вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство

родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя,

учителей-предметников.

5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности

5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный

руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация

школы.

5.2. Обязанности учащегося:

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет

аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную

папку  дополнительные  разделы,  материалы,  элементы  оформления,  отражающие  его

индивидуальность.

5.3. Обязанности родителей:

Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

5.4. Обязанности классного руководителя:

Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,

определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует

воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное

самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-

предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения

учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании

сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за

достоверность информации, представленной в итоговом документе.

5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов.

Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной

области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность

по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы

на учебные работы.

5.6. Обязанности администрации учебного заведения:

5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу,

обеспечивающую  ведение  портфолио,  а  также  распределяет  обязанности  участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.

6. Структура, содержание и оформление портфолио

6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы (Приложение 1):

6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.

6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная

работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте,

участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.

6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах,проектах

6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной

деятельностью, входит:

6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки

- отдельные листы наблюдений,

- результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.

Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения.

7. Технология ведения Портфолио

7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4

настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях

и/или в электронном виде.

7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых:

педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается

отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать

самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

Записи вести аккуратно и самостоятельно.

Предоставлять достоверную информацию.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.

В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

8. Подведение итогов работы

Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в

Приложении 2.

Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную

итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной

итоговой ведомости» представлен в Приложении 3..

По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг,

выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе.

Победители поощряются.

Приложение 1.

МБОУ «Шумерлинская средняя общеобразовательная школа»

ПОРТФОЛИО

Место для фотографии

 

Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Отчество __________________________________________________________

Число, месяц, год рождения __________________________________________

Год начала работы над портфолио _____________________________________

Классный руководитель___________________________________

                                                                   (Фамилия, имя, отчество)

Приложение 2.

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.

Показатели

 

Измерители

Результат

- балл

Учебная   

деятельность

1-8 - средний балл годовых оценок

До 5

9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата 

До 5

10 класс - средний балл годовых оценок 

До 5

11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата 

До 5

Олимпиады

  Школьная:

Победитель

Призер

Участник

 

3

2

1

Муниципальная:

Победитель

Призер

Участник

 

5

4

3

Областная:

Победитель

Призер

Участник

 

7

6

5

Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник

 

9

8

7

Спортивные

достижения.

 

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник

 

3

2

1

 

 

Муниципальные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

 

 

Областные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник

 

 

7

6

5

 

 

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

 

 

9

8

7

 

Дополнительн

ое

образование.

 

Участие в кружках, секциях  2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

 

 

3

2

1

 

 

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

 

 

Областные конкурсы, фестивали:

Победитель

Призёр

Участник

7

6

5

 

Школьные

мероприятия,

практики

Участие

Участвовал и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3

 

Приложение 3.

 

Сводная итоговая ведомость.

________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

Класс_________

 

 

Показатели    

Балл

1

Учебная деятельность

 

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах Достижения в олимпиадах, конкурсах

 

3

Спортивные достижения

 

4

Дополнительное образование

 

5

Участие в мероприятиях и практиках

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,

представленных в портфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому

документу.

Дата.                                                                      Директор школы __________________________

М.п.                                                            Классный руководитель: __________________________

 

 

 

Лист общеучебных достижений

  категории

5кл.

6 кл

7 кл.                 

8 кл.                 

9 кл.                 

1.Классная работа выполнялась

всегда

регулярно

редко

 

 

 

 

 

2. Домашние задания выполнялись

всегда

регулярно

редко

 

 

 

 

 

 

3.Подготовка дополнительной

литературы к урокам:

всегда

регулярно

редко

никогда

 

 

 

 

 

 

4.Отношение к учебе в целом

положительное

безразличное

негативное

 

 

 

 

 

 

5.Участие в работе класса на уроках:

постоянное

инициативное

регулярное

частое

редкое

 

 

 

 

 

6. Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

 

 

 

 

 

7. Ответственность и

самостоятельность в учебной

деятельности

всегда самостоятелен

нуждается в сопровождении и

помощи

самостоятельность проявляется редко

уклоняется от самостоятельности

 

 

 

 

 

8. Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами

собственного творчества

воспроизводит знания полностью

воспроизводит знания частично

 

 

 

 

 

9.Организация учебной деятельности:

готов к уроку самостоятельно

готов к уроку с напоминанием

не готов к уроку

 

 

 

 

 

10. Оформление работ

по всем требованиям

требования частично нарушены

аккуратно

грязно

 

 

 

 

 

11. Темп работы:

опережает темп работы класса с

высоким качеством

опережает темп работы класса с

недостаточным качеством

соответствует темпу урока

отстает от темпа урока

 

 

 

 

 

12. Понимание смысла учебной

деятельности:

формирует цель учебной деятельности формулирует цель с помощью

учителя

не умеет формулировать цель

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Умение организовывать и

контролировать свою работу на уроке

всегда

иногда

редко

 

 

 

 

 

14. Взаимоотношения с товарищами

положительное

безразличное

негативное

 

 

 

 

 

15.Соблюдение норм и правил

поведения:

отличное

хорошее

удовлетворительное

плохое

 

 

 

 

 

 

16. Общие учебные навыки усвоены

на высоко уровне

на среднем уровне

на среднем уровне

ниже среднего

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Ведомости участия в различных видах деятельности.

Участие в олимпиадах:

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в общественной жизни класса и школы:

Название

Содержание

Уровень

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:

Название

Сфера учёбы       

Учреждение

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивные достижения:

Название

Уровень

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

Практики: трудовая, социальная, педагогическая:

Название

Содержание

Учреждение

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие работы, рефераты, проекты:

Название

Область знаний   

Количество страниц     

Результат

Дата

Подпись