Профориентационный
минимум вводится с 1 сентября 2023 года для обучающихся 6-11 классов
организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью.
Цель — обеспечение профориентационной помощи каждому желающему
обучающемуся 6–11 классов организаций, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
Профориентационный
минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из
трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
- базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год);
- основной уровень (не менее 60 часов в учебный год);
- продвинутый уровень (не менее 80 часов в учебный год).
Уровни профминимума реализуются по семи
ключевым направлениям:
профильные
предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT,
педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные
профессии на рынке труда;
урочная
деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к
учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом
гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
внеурочная
деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение
профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная
деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр
выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии,
мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и
психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная
работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки,
ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах,
открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных
профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по
профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких
технологий);
дополнительное
образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных
потребностей);
профобучение
(обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу
существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие
с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с
представителями разных профессий).
При реализации
Профминимума школам рекомендовано использовать в следующие профориентационные
мероприятия:
- Профориентационный урок (специалист может самостоятельно разработать профориентационный
урок или воспользоваться материалами, разработанными в рамках проекта «Билет в
будущее» или -уроков «Шоу профессий»);
- -диагностика и групповое консультирование по итогам пфориентационных
диагностик;
- Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о профориентационных
мероприятиях, проводимых в рамках реализации Профминимума (на родительских
собраниях не менее 2 раза в год);
- Посещение организаций профессионального образования и работодателей региона
(экскурсии на предприятия и в организации области);
- Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в или
офлайн формате);
- Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего»;
- Профессиональное обучение для обучающихся 14-18 лет;
- Профориентационные программы в рамках организации каникулярного детского
отдыха;
- Конкурсы профессионального мастерства;
- Профильные классы.
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации
обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах
деятельности.
Задачи:
Развитие нормативно-правового обеспечения
профориентационной деятельности в образовательных организациях;
Разработка научно-обоснованного содержательного
наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей
образовательных организаций;
Систематизация и обогащение инструментами и
практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной
ориентации обучающихся;
Подготовка программ повышения квалификации для
специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных
организациях;
Включение в профориентационную работу
профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования,
компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского
сообщества;
Включение в профориентационную работу программу,
предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с
прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов
общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего
профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести
возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по
11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том
числе профессий будущего, тематические онлайн- уроки, методы диагностики,
мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными
образовательными организациями, образовательными организациями высшего
образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки,
статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей
обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с
разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор
руководству образовательной организации один из трех уровней реализации
профориентационной деятельности в школе:
Базовый уровень (Рекомендованная учебная
нагрузка – не менее 40 часов в год);
Основной уровень (не менее 60 часов);
Продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно
выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости
от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из
уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в
будущее»
Профориентационную работу рекомендовано
реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Включает: профориентационое содержание уроков по
предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где
рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности.
Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного
плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор
будущего»7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках
учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания
материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных
комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационную онлайн-диагностику
(диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному
самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность;
профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков
открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы,
коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие
профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Используемые материалы:
Примерная рабочая программа курса внеурочной
деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
Примерная рабочая программа курса внеурочной
деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
Онлайн-уроки «Шоу профессий»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
Экскурсии на производство, экскурсии и посещение
лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной
выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб,
выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных
организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с
представителями разных профессий и др.
Конкурсы профориентационной направленности (в
том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта
«Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и
др.)
Может быть реализована через включение во
внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы
образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках
дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных
потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выбор и обучение по программам профессионального
обучения.
Профессиональное обучение направлено на
приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том
числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение
указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и
присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по
профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение реализуется в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в
учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в
форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными
представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся,
проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по
электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе
профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского
сообщества во встречах с представителями разных профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные выше форматы
работы и является комплексом мероприятий из шести форм.
Предусматривает заключение партнерского
соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в
формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования,
компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно
выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные,
медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие
классы.